Как подготовить лыжи и сноуборд к сезону катаний

Как ухаживать за горнолыжным оборудованием, чтобы снаряжение прослужило вам долгие годы, рассказывает Иван, специалист ремонтного сервиса.

текст: Александра Гузева | 27 ноября 2019 13:10
фотографии: Ильяс Аубакиров

Сцепление со снегом, скольжение и управление снаряжением во многом зависит от ухода как во время сезона, так и в периоды, когда лыжи или сноуборд пылятся в шкафу. Как правило, новое оборудование полностью готово к использованию. Если снаряжение обкатано, то перед тем, как отправиться на склон, загляните в сервис. Горнолыжный спорт — экстремальный вид досуга и требует тщательной подготовки, любое упущение может закончиться травмой. Процесс ухода быстрый, но результативный. Техосмотр и определение фронта работы занимаете около пяти минут, после чего снимаются крепления и мастер приступает к делу.

Обработка скользяка

Изначально лыжи и сноуборд покрыты специальным транспортировочным парафином, который создает невидимую пленку и предотвращает царапины и загрязнения поверхности во время нахождения в магазине и перевозки. Поэтому в первую очередь происходит очищение от старого слоя скребком — от носа к хвосту. Смывается жир и наносится раствор, и уже после всех манипуляций заливается свежий слой парафина. Непосредственно парафин бывает с высоким или низким содержанием фтора, преимущество первого — более высокий уровень защиты и отталкивание воды. Уточните у мастера, какой материал он планирует использовать, это напрямую влияет не только на итог работы, но и стоимость. Если вы находитесь в сервисе и наблюдаете за процессом работы, то вот небольшая подсказка по градации парафина: желтый и красный рассчитаны на курорты, где преобладает плюсовая температура, фиолетовый — на слабый мороз, а вот зеленый и черный парафин выдержат, даже если температура упадет ниже 10 градусов.

При необходимости поврежденная скользящая поверхность заливается ремонтным пластиком — тот же материал, из которого состоит низ лыж или сноуборда, только в жидком виде. Как правило, за лето пластик ссыхается, и мелкие трещинки могут достичь приличных размеров. Особенно ощутимы все неровности поверхности на мокром и искусственном снеге. Заливка производится вручную и сравнима с ювелирной работой. В основном используется черный цвет, но если снаряжение имеет цветной принт, то отдается предпочтение прозрачной заливке. После того, как все трещины заделаны, скользяк полируется до блеска специальной нейлоновой щеткой. 

Заточка канта

Второй важный элемент — кант, от которого зависит уровень контроля во время катаний. Например, наличие заусенцев сказывается на удержании лыжи на ледяных склонах при совершении поворотов, при наезде на лед вас просто понесет. Поэтому кант должен быть ровно заточен, без заусенцев, иначе у лыж или борда будет слабое сцепление со снегом, вы будете плохо чувствовать поверхность, что напрямую влияет на качество и безопасность катаний. Важный момент: если заливка может проводиться хоть каждую неделю, так как покрытие восполняемое, то заточка канта — не чаще, чем один-два раза в сезон. Все дело в том, что боковые металлические покрытия невозможно нарастить, хоть мастер и стачивает несколько миллиметров. При частом повторе процедуры лыжи или борд рискуют сточиться и остаться без канта. Такое снаряжение станет неуправляемым на склоне и, следовательно, непригодным для катаний. Помимо консультации мастера, вы можете и сами определить необходимость заточки: если на привычных поворотах вас заносит, то значит, время точить кант. Второй способ — аккуратно (!) проведите рукой по металлической поверхности. Если есть риск порезаться, значит, заточка не нужна. 

Стандартный угол заточки — 90 градусов. Если вы любитель трюков и резких поворотов, то для повышения цепкости борда или лыж со снегом и льдом можно сточить кант до 88 градусов. 

Крепежи

Третий этап — проверка креплений. Важность исправности всех застежек и держалок сложно переоценить. Уровень жесткости и настройки под каждого катающегося определяются индивидуально. При необходимости мастер расслабит или затянет механизмы креплений, а также отрегулирует все по длине ботинка. Последний момент влияет, насколько крепко нога будет зафиксирована в лыжах или на сноуборде. Например, при транспортировке лыж может сбиться регулировка и ослабиться фиксация, от чего катающийся рискует вылететь из лыж прямо во время катаний. 

Рак на Горе рекомендует. Если вы планируете взять перерыв в горнолыжном досуге, необходимо законсервировать снаряжение, в первую очередь — ослабить все пружины. Из-за постоянного контакта со снегом даже за месяц простоя борд и лыжи могут заржаветь. Помимо этого, отряхивайте лыжи и борд от снега после каждого спуска, а перевозить снаряжение необходимо в специальных чехлах. При должном уходе сможете откатать не один сезон. 

Благодарим за помощь в создании материала Shymbulak Mountain Resort.