Offroad-маршрут: экспедиция на Жасылколь

Высокогорное озеро, бездорожье и дикая природа. Об особенностях оффроуд в Джунгарском Алатау рассказывает Ишмат — джипер со стажем.

текст: Любовь Форат | 04 октября 2019 13:50
Путь на Жасылколь

Наша экспедиция состоялась в середине июня, собрались в сторону Джунгарского Алатау к озеру Жасылколь. Всего в поездке приняли участие 4 подготовленных внедорожника: Toyota Land Cruiser 80, Nissan Patrol Y61, Suzuki Escudo, Mercedes-Benz G-класс W-460. Начинали путь по трассе Алматы-Георгиевка, но чаще трассу называют Алматы-Усть-Каменогорск. Из Алматы едем через Капшагай, проезжаем Талдыкорган, Сарканд и держим путь в сторону Ушарала, который расположен близ знаменитого озера Алаколь. Дорога дальняя, поэтому поездку нужно планировать тщательно.

В первый день мы добрались до поселка Кабанбай. Раньше его называли Андреевкой. Приехали поздно и решили переночевать у друзей. На следующий день выехали в поселок Лепсинск, он южнее села Кабанбай, и ехать оттуда до него 44 км. Получилось так, что в самом Лепсинске мы были в субботу. В этом поселке расположено административное здание Жонгар-Алатауского государственного национального природного парка. Там выдают специальные пропуски, которые позволяют законно находиться на территории нацпарка. 

Из административного здания связались с егерем на кордоне по рации и предупредили о нашем визите. Въезд и пребывание в нацпарке платные. Мы заплатили за машины и за себя, а затем выехали на кордон Жаланаш. Поскольку за 2-3 дня до нашего приезда шли дожди и дорога буквально раскисла, стала очень скользкой, нас предупредили об этом на въезде. Сказали, что ехать будет очень тяжело и что туда никто не ездит отдыхать в дожди. Поскольку наш многолетний опыт позволял взять ответственность на себя, мы написали расписку и заверили, что все пройдет хорошо. Лесник объяснил нам, как ехать дальше, и нарисовал маршрут на листе бумаги, от его дома мы уже ехали к месту кемпинга. Проехали через пасеку, затем по ущелью вверх двигались по течению реки Агынакатты по левому берегу до конца дороги. Река очень бурная и достаточно широкая, ее просто так не преодолеть. Зато она очень красивая, и мы заметили, что в ней плавает форель. 

В конце дороги мы встретили дом еще одного лесника, а метрах в 50-ти от дороги увидели беседки. Там мы и разбили лагерь.

Высокогорное озеро

У места, где расположены беседки, есть указатель, который показывает, как пройти к озеру. Самой автомобильной дороги там нет, есть только тропа для пешего похода. маршрут до озера от беседок составил 4 км, но оказался достаточно легким. Часть нашей группы во главе со мной решила выйти к озеру, а остальные остались в лагере и занялись обедом. 

Несмотря на то, что идти было достаточно легко, мы столкнулись с другой проблемой: был сезон клещей, и их в том районе было неимоверно много. Буквально море, такого количества этих насекомых никто из нас еще не видел. Инсектофоб сошел бы с ума в том месте. С одной девочки, которая шла с нами к озеру, тогда мы сняли клещей 100, если не больше.

Дорога до озера была очень живописная, она имеет несложный подъем через лес, поляны. Встретились и огромные камни, а слева, вдоль тропы, виднеется хребет, где-то мы даже наткнулись на маленькое озеро, видимо, оставшееся после талого снега.

Озеро расположено, по данным нацпарка, на высоте 1 630 метров, мои измерения показали 1 635. Мы предвкушали выход к озеру, последние 50 метров просто бежали к нему. Оно оправдало наши ожидания и оказалось очень красивым. Жасылколь, как и многие другие горные озера, достаточно ледяное. Вода холоднее даже, чем в первом Кольсайском озере. Цвет в то время года у Жасылколя был зеленовато-бирюзовый, но оно меняется в зависимости от погоды, преломления света, времени года и суток. Когда мы к нему подходили, было пасмурно, дождя не было, и цвет был не самым ярким. Но все равно оно прекрасно, фото этого не передадут. 

На берегу стояла уютная беседка человек на 10. Рядом с ней большой казан с металлической основой под дрова, чайник, сетка, барбекю, а рядом камнями выложено место для костра. Радует, что эту красоту там никто не портит. Люди пользуются этим, но оставляют после себя чистое место. Мы заглянули в казан, и он был чистым. Пользоваться этим туристы могут свободно, можно сказать, что это входит в плату за проезд. Но мы не стали там надолго задерживаться, наш лагерь был расположен ниже, и мы, вдоволь налюбовавшись красотой озера, отправились обратно, где нас уже ждал обед.

Нюансы дороги и поломки авто

Когда мы ехали к озеру, было три вынужденные остановки. В первый раз за Талдыкорганом у одной машины пробило колесо. Вот здесь важно отметить наличие запасных деталей машины в подобных поездках. Мы самостоятельно заменили колесо и продолжили путь. Второй раз у поселка Жансугуров уже другой джип поймал огромный штык - металлическая арматура в 30 см врезалась в колесо. Колесо менять не стали, а воспользовались так называемой шнуровкой. У нас был специальный комплект для ремонта шин, он состоит из шила и шнуровок. Ремонт прошел быстро и гладко: вынули из колеса инородное тело, в образовавшееся отверстие просунули шнурки, которые достаточно вязкие, чтобы склеиться между собой и закупорить дырку. Ремонт на раз-два - и поехали дальше.

Третья поломка в пути оказалась более серьезной, ее предпосылки хозяин машины заметил еще в городе. Сломалась крестовина карданного вала. До поездки была приобретена новая деталь, и мы были готовы к его замене. Опыт - главное в таких поездках, так показывает практика. Наш друг знает своего железного коня наизусть, поэтому и эта поломка не отняла у нас много времени.

Стоит отметить и состояние дороги Алматы-Усть-Каменогорск. Она находилась на полной реконструкции, и всюду стояла ремонтная техника, ограничения скорости и тысячи съездов. Мы вынуждены были остановиться в поселке Кабанбай, поскольку прибыли туда уже затемно, хотя изначально планировалось добраться сразу до Лепсинска. 

Обратный путь

В последний день нашей экспедиции, 16 июня, шел дождь. Он начался, еще когда мы вернулись с озера к лагерю. Но мы смогли выехать из ущелья и добраться до пасеки. Местные удивились тому, что мы сумели выехать оттуда во время дождя. Лучше, конечно, ждать сухую погоду, в остальных случаях туда никто не ездит, даже егерь, живущий в конце дороги, либо ждет, либо выезжает на лошади.

Обратный путь был изменен. От Лепсинска мы поехали до поселка Койлык через Каргалы. Петропавловку, Аккаин, Черкасское - вот села, которые мы тоже проехали. От Лепсинска до первого поселка путь оказался коварным. Шел дождь, это мешало уверенно двигаться. Сначала мы набирали высоту, а потом пошел спуск, который гораздо сложнее подъема. Посреди дороги оказалась промоина, которая наполнилась водой, туда стаскивало машину. Одной стороной колеса буквально проваливались туда, а скользкая грязь мешала нормально вести авто. Один джип, с которым как раз-таки ничего не случилось по дороге в сторону озера, полностью разулся на одно колесо. Вот это было хуже всего. Нам повезло, что дождь на время прекратился и штурман с водителем смогли вместе поменять колесо на таком вредном склоне при помощи хайджека и, конечно, общей моральной поддержки.

От Каргалы можно было вздохнуть с облегчением - началась ровная дорога. Также мы решили заехать в Черкасское, ныне там стоит монумент в честь Черкасской обороны. Один из участников экспедиции был достаточно об этом начитан и даже устроил нам небольшую познавательную экскурсию. От Черкасского доехали до Койлыка и дальше двигались по трассе Усть-Каменогорск-Алматы уже домой.

Километраж за всю поездку накатали приличный: от Алматы до села Кабанбай - 520 км, затем от Кабанбая до Лепсинска - 44 км, оттуда к нашему лагерю километров 30 по ущелью, плюс обратный путь. Последняя заправка у нас была в Сарканде.     

В любой подобной экспедиции нужно полагаться только на себя и свой опыт, а не ехать на амбициях, просто имея крутой внедорожник. Нужно здраво оценивать возможности, учитывать погодные условия, особенности рельефа. Всегда нужно брать с собой необходимый запас продуктов, вещей, воды. Брать все необходимое и для машины, ведь в дороге случается всякое. Рак на Горе продолжает рассказывать вам об offroad-приключениях. Предыдущие статьи можно прочитать здесь и здесь.