Offroad-маршрут: ущелье Кенсу

Рак на Горе поговорил с опытным водителем, адептом полного привода Гани Аубакировым, который уже изучил многие маршруты наших гор и выяснил, куда можно двинуть в путешествие на внедорожниках.

текст: Любовь Форат | 12 сентября 2019 07:34
фотографии: Рахимжанов Ренат, Айдын Тулегенов, Юрий Морозов,
О маршруте

Близ Алматы есть одноименное ущелье и населенный пункт, только по обратную сторону гор, называется Кенсу. Маршрут пролегает в моем любимом направлении: на восток от города, в Райымбекский район, самый богатый на природные достопримечательности. Пункт назначения — горы Кунгей Алатау, верховья реки Кенсу в одноименном ущелье.

Место также известно как 100 озер, оно достаточно удаленное и не хоженое толпами туристов. Примечательно, что там расположилось огромное количество котловин, которые в полноводные годы заполняются водой и превращаются в мини-озера, отсюда и название. В верховьях же реки находится несколько мореных озер, расположенных в горном цирке.

Чтобы добраться до точки, необходимо пройти перевалы Кокпек и Аласа, уйти в сторону Бестюбинского водохранилища. Далее углубляемся в ущелье и медленно, муторно пробиваемся вверх. Километраж в одну сторону составляет чуть менее 300 км. Ущелье малолюдное, туристов здесь почти не бывает, и я надеюсь, не будет. Касательно бездорожья: маршрут, казалось бы, очень простой, но за счет своей продолжительности вне асфальта очень коварный. Нужно постоянно быть начеку: малейший просчет — и вы в болотине или висите брюхом на камнях, коих в траве спряталось предостаточно. Отсюда вывод: если за рулем внедорожника недавно или машина не подготовлена — едем в более популярные места. Если машина с пониженным рядом в трансмиссии и вы умеете ей без труда управлять, есть верный товарищ, страхующий на своем внедорожнике, то вперед. Можно и через карты на смартфоне построить маршрут. Самое важное — уважение к природе, конечно.

Ездили с друзьями по этому маршруту в августе. Поездка выдалась изнуряющей, но утешительным призом всем стала конечная точка нашего маршрута на высоте 3 200 метров над уровнем моря, где, собственно, и расположены мореные озера Кенсу. Виды там фантастические.

Советы в дорогу

По количеству машин: ехать стоит минимум вдвоем, максимум втроем. Это если вы хотите доехать до точки быстро. К этим цифрам я пришел по опыту поездок колонной на дальние расстояния. Естественно, когда много машин, это весело, так что, в конечном счете, выбирать вам. Касательно частоты остановок — это все сугубо индивидуально. Лично я не люблю частых остановок, все необходимое по возможности закупаю и автомобиль заправляю накануне поездки. С учетом этого рассчитываю длительность поездки, по асфальту в среднем еду со скоростью 100 км/ч, по грунтовке — 40.

Касательно марок автомобилей в такую поездку и их надежности — все зависит от того, как содержался автомобиль и как им управляют. Базовое правило во всех таких поездках — знай свой автомобиль, в особенности его слабые места, и имей замену этим слабым местам в виде запасных частей, масел и других необходимых инструментов.

Пару слов по поводу дополнительного пониженного ряда в трансмиссии внедорожника. Это именно то, что отличает настоящий внедорожник от кроссоверов и легковых автомобилей. Такой пониженный ряд позволяет передавать на колеса гораздо больший крутящий момент и значительно облегчает проезд препятствий в виде затяжных крутых подъемов и спусков, поверхностей с плохим сцеплением, а также снижает нагрузку на трансмиссию. В общем, на бездорожье это must have, без пониженной там делать нечего.

Также хотелось бы добавить, что в поездки в отдаленные регионы всегда необходимо готовиться, как к Судному дню. Без шуток. Нужно рассчитывать только на себя, а не как многие думают: «Зачем мне брать инструменты, авось у кого-нибудь да найдется». Горький опыт показывает, что не найдется.

У вас в машине обязательно должно найтись место для:

- как минимум одной канистры топлива на 20 литров. В среднем, внедорожник потребляет около 15 литров на сотню в смешанном цикле. Таким образом, этой двадцатки вам хватит, чтобы добраться до ближайшей заправки, населенного пункта или общественной дороги;
- набора инструментов;
- хорошей толстой буксировочной стропы;
- пары омегаобразных шаклов, предназначенных для эксплуатации именно на внедорожниках. Категорически не рекомендую использовать строительные шаклы. Также убедитесь, что на вашем авто установлены буксировочные проушины;
лопаты;
- запасного колеса и домкрата;
- пары пятилитровых бутылей питьевой воды, нескольких банок тушенки.

О трудностях

Опыт показал, что простых поездок не бывает. Обязательно что-либо да случается: либо автомобиль поломается, либо застрянет напрочь. Может и погода сильно испортиться. В особенности такое происходит, когда поездка не предвещает ничего плохого и все относятся к ней легкомысленно, закон подлости. Отсюда вывод: будь начеку.

Например, в нашу поездку в Кенсу задолго до бездорожья у одного автомобиля аккурат перед въездом на перевал чуть не отвалилось колесо. Кто знает, что бы случилось с экипажем, упусти они этот момент и колесо оторвалось бы на спуске с перевала? При подъезде к съезду в ущелье погода испортилась очень сильно, и хорошая глинистая грунтовка раскисла, превратившись в очень скользкое неприятное покрытие. На спусках некоторые машины разворачивало поперек колеи, создавая тем самым опасность опрокидывания. Все обошлось благодаря тому, что ребята поехали опытные. Дальше у одной машины случилась поломка двигателя, выгорело все масло, и ехать на ней дальше было бы самоубийством. Пришлось оставить ее, пересадив экипаж по другим машинам, и буксировать на обратном пути. После этого при переезде каменистого брода у еще одной машины случилась поломка подвески. И это все всего лишь одна поездка, и историй таких множество, поэтому нужно быть осторожным и готовым ко всему всегда.

Выезжать на природу несомненно стоит, особенно по любимым маршрутам. Однако берегитесь паводков и обязательно заручитесь поддержкой товарищей. Есть интересный маршрут по Казахстану? Пишите нам в социальных сетях здесь и здесь.