Три маршрута для фрирайда близ Алматы

Рассказываем, где сорвать пухляк в Заилийском Алатау любителям катания вне трасс.

текст: Александра Гузева | 11 декабря 2019 06:21

Справка: фрирайд — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Отправляясь на фрирайд, необходимо иметь соответствующий уровень катания — наивысший. Вы не должны чувствовать скованности, неуверенности, во фрирайд необходимо выходить, если вы уверенно катаетесь вне трасс на горнолыжных базах. При этом, независимо от того, твердый снег или ухабы, нужно уметь различать и понимать принцип катания по различным поверхностям. Запомните, фрирайд — это не красивый спуск, как на видео в Интернете, где райдер срывает пухляк, фрирайд — трудоемкий процесс, требующий больших физических усилий и постоянной собранности. Управлять сноубордом или лыжами необходимо так, что все делается на автомате — моментальное принятие решений и выбор траектории пути, куда повернуть, чтобы не подрезать склон и не вызвать сход лавины. Идеальным считается свежевыпавший снег, пролежавший день на морозе. Правда, такое случается один-два раза за сезон. Зачастую снег пухлый и может легко сойти, либо твердый — сплошная “крошка”, на которой, как на шарнирах, можно поехать вниз, закопавшись в лавине. Перед тем, как отправиться на фрирайд, важно трезво оценить свой уровень катания и собрать команду. Помните, это крайне опасный вид досуга, поэтому безопасность превыше всего.

Итак, отправляясь на фрирайд, вы должны:

* очень хорошо кататься;

* разбираться в видах снега;

* периодически посещать специальные лекции;

* уметь пользоваться специальным снаряжением, в том числе для спасения в случае лавины;

* знать местность, куда отправляетесь;

* постоянно обновлять информацию: читать книги, статьи, смотреть фильмы и общаться с местными опытными фрирайдерами.

Кок-Жайляу

Пологий подъем на плато — главный плюс для катающихся. Донести снарягу на место старта довольно просто, правда, поход может занять около трех часов. Как правило, катаются как на самом плато, так и в сторону Просвещенца и улицы Навои. До Просвещенца в основном спускаются между деревьев, вдоль тропы, так как маршрут довольно популярный, и ехать по пути подъему пеших туристов опасно. Когда выпадает достаточное количество снега, райдеры мастерят небольшой трамплин по пути на Кок-Жайляу, где отрабатывают трюки. Спуск в сторону улицы Навои длиннее, чем до Просвещенца, однако он менее людный, поэтому ехать можно по тропе. Кок-Жайляу ценится за возможность прокатиться как по свежевыпавшему снегу среди елей, так и по утрамбованной тропе.

Как добраться: доехать можно как на личном авто, так и на автобусе № 12. Маршрут курирует от пересечения проспекта Достык и улицы Курмангазы каждые полчаса. Остановка — “Просвещенец”. Двигайтесь по тропе, ведущей до плато Кок-Жайляу. От остановки по асфальтированной дороге, через речку и далее по указателям, мимо частных домов к березовой роще.

Ким-Асар

Излюбленное место у катающихся вне трасс. Спуск начинается от высокогорных качелей, которые располагаются, не доходя вершины Фурманова, на высоте 2 600 метров над уровнем моря. Если смотреть вниз на город, то склон находится справа от вас, опознавательный знак — остатки старой канатной дороги, трассы от которой протянуты здесь еще с середины прошлого века. Первая часть спуска проходит по “лысому” склону, без деревьев, сплошной снег. Далее вы попадаете в густой сосновый бор и выезжаете к асфальтированной дороге. Уровень сложности подъема на Фурмановку со снаряжением — выше среднего. Будьте готовы потратить не один час, топая в гору.

Как добраться: поход начинается от высокогорного катка Медео. Добраться туда можно как на авто, так и на автобусе №12. Цена на проезд фиксированная, как и по городу Алматы. Выходить необходимо на конечной остановке — катке и двигаться от Медео по асфальтированной дороге налево вверх.

Турист

Наиболее сложный из сегодняшнего списка маршрут — резкий подъем и не менее резкий спуск среди скал и камней. Считается, что отсутствие деревьев — плохой критерий склона для фрирайда, так как в случае лавины снег ничего не будет останавливать. Однако на Туристе есть скалы, которые выполняют роль деревьев, держащих снежную массу. Главная опасность склона — обрывы. Порой райдер может не видеть, что трасса перед ним резко обрывается и впереди ждет падение. Поэтому так важно максимально подробно знать маршрут и иметь в команде опытных райдеров. Угол подъема на Турист порой достигает сорока градусов, идти со снаряжением вверх - задача не из легких. При спуске одна из фундаментальных основ — не съезжать в сторону Большого Алматинского озера, так как там дикий склон, не предназначенный для катаний.


Перед тем, как отправиться на гору, загляните в оранжевый домик на перевале — это местная метеорологическая станция. Сотрудники ежедневно мониторят состояние и количество снега и смогут точно подсказать, стоит ли идти на гору или нет.

Как добраться: добраться до начала маршрута можно лишь на личном автотранспорте, миновав приграничную зону. Не забудьте документы, удостоверяющие личность, без них вас не пропустят через пост, на котором пограничники находятся с 9 утра до темноты. Дорога из города начинается с улицы Дулати, двигайтесь вверх по ней до БАО и оттуда по асфальту вплоть до космостанции. Кстати, данная дорога является самой высокогорной в Казахстане. Пеший путь начинается от космостанции, тропа уводит налево к перевалу. Маршрут довольно популярный, поэтому путь хорошо просматривается вплоть до пика.

Помните, главное правило катания вне трасс — безопасность. Обучить с нуля и прокачаться опытным райдерам помогут в школе фрирайда. Как все устроено, Рак на Горе рассказывает здесь.